|
|
|
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:
Наша состязательная традиция является составной частью культуры русского народа и шире - европейской культуры, которая, будучи обогащенной античными идеалами гармоничного развития человека и породила феномен современного спорта и, хотя российские спортсмены давно доказали свое превосходство во многих видах спорта, лишь некоторые традиционные для России состязания стали спортивными дисциплинами.
Традиционно, говоря о русских рукопашных состязаниях, в первую очередь вспоминают о стеношном бое, считая его наиболее показательным и исконно отечественным видом боя. В принципе это верно. История возникновения коллективных боев на Руси уходит корнями в глубокую древность. Первые письменные упоминания датируются XII-XIII в.в., представляется сложившейся традицией, имеющей широчайшее распространение на территории Древней Руси. В статье Горбунова Б.В. "Палочные бои" Этнографическое обозрение №2 96 г. приводится сообщение…челобитная Гаврилы Малышева выборного от детей боярских Курска на Земский Собор 1648-1649 г.г. В ней говорится: "…в дальних странах крымския и литовския стороны в северских и польских старых и новых порубежных городех и селях в деревнях всяких чинов многия люди в воскресные седмичные во многия дни и по вечерам…сходятся на улицах … и меж собой кулачные и дрекольные бои чинят…".
О популярности именно стеношной формы кулачного боя, так называемых боях "стенка на стенку", свидетельствуют и воспоминания очевидцев - Пушкина и Лермонтова, Бажова и Гиляровского, и изыскания первых русских этнографов, описателей народной жизни - Забелина и Сахарова, и скупые строки полицейских протоколов и государственных указов (как не вспомнить знаменитый указ Екатерины II, регламентирующий проведение стеношных боев в Санкт-Петербурге). Эти свидетельства дают исчерпывающее представление о правилах и формах этого состязания. Один из апологетов российского спорта барон Кистер, человек создавший один из первых в России гимнастических клубов и первым издавший на русском языке пособие по боксу и французской борьбе, в своей книге посвященной английскому боксу один из разделов посвятил описанию стеношного боя, ударов и защит, используемых в нем. Согласно свидетельствам очевидцев стеношные бои проводились в основном зимой и были приурочены к большим праздникам, но история сохранила для нас и другие примеры. Так, например кулачные бои проводились зимой на реке Сить (Ярославская область), где по преданию русские богатыри сражались с татарскими захватчиками. В Ливнах (Орловская область) игры и состязания также проводились в честь воинов, павших в битве с татарами В зимнее время стеношные бои проходили, как правило, на льду рек. Это было обусловлено прежде всего большим количеством участников (так, для примера, на Москве реке, на святки и масленицу в стенках собиралось до 20 тысяч бойцов) для которых в черте города сложно было найти место.
Именно для стеношного боя характерны те правила, которые знает каждый русский человек с детства: в спину не бить, лежачего не бить, "мазку" (того на ком кровь) не бить. Нарушение правил осуждалось обществом и виновного наказывала своя же команда.
Стеношный бой напоминал сражение двух армий с фронтальными и фланговыми прорывами, использованием оперативного резерва (так называемые записные бойцы), каждая стенка имела и своего предводителя - надежу-бойца, который, как правило, руководил действиями всей стенки и осуществлял прорывы.
В практически поголовном участии мужского населения в стеношных боях военные историки видят корень той стойкости и выучки, которую демонстрировали русские воины.
Стеношный бой давно привлекает внимание спортивных методистов и в модернизированном виде, под названием "коллективный бокс", до Великой Отечественной Войны даже было проведено несколько чемпионатов.
Но, считая стеношные бои только русской традицией, многие ошибаются, так известное новгородское предание о боях, которые происходили между двумя концами города на мосту через Волхов имеет аналогию со сведениями приводимыми болгарской исследовательницей Оливовой о праздничных коллективных боях, проходивших между молодежью на мостах Венеции. Там состязания начинались с одиночных боев, после чего в дело вступали и команды в полном составе.
Следующим по популярности видом состязаний были кулачные бои "сам на сам", то есть поединки, зрелище куда более привычное нашим современникам. В русской традиции подобные поединки проводились по разным правилам и по разным поводам. Кроме чисто состязательных, как мы сейчас говорим спортивных поединков, в те времена существовал обычай судных поединков, так называемого "божьего суда", где юридические вопросы решались путем поединка истца и ответчика и дело выигрывал победивший в бою. В отличие от стран Западной Европы в России подобные вопросы, как правило, решались безоружным поединком. Поэтому в России так долго не могли привиться вооруженные дуэли (кстати подобная ситуация в тоже время сложилась и в Англии, где и знать и простолюдины решали споры кулачным боем). В России первая дуэль произошла в 1729 году, а не задолго до этого князь и цесаревич Иван Федорович Романовский, поссорившись с сенатором, действительным статским советником, князем Григорием Федоровичем Долгоруким бился с ним кулачным боем.
Некоторые описания состязательных боев позволяют увидеть бой практически без правил. Противники бьют друг друга руками и ногами, бьют по голове, корпусу и срамным частям, но, закончив бой, троекратно обнимаются, демонстрируя, что не держат зла друг на друга. Другие свидетели описывают поединки, в которых удары наносились только в голову или только в корпус или вообще состояли из поочередного обмена ударами. Разнились и критерии победы, и если в одних случаях достаточно, чтобы у противника показалась кровь, то в других только признание противником своего поражения или же его смерть могли принести бойцу победу.
Описание подобных боев нам оставили Сигизмунд Гербенштейн (1517год) Адам Олеарий (XVI век), Гехард Фит (XVIII век). Кроме того о кулачном бое говорят некоторые иностранцы, побывавшие в России в XV - XVIII вв. : Флетчер, Холкуит, Ченслор, Петрей, Тьеполо, Петерсон и многие другие. Рассказывая о кулачном бое многие из них говорят о нем, как об одной из забав, которую любят наблюдать русские цари и которой предается вся, без исключения русская молодежь.
Нашли отражение традиционные рукопашные состязания в устном народном творчестве: пословицах, поговорках, заговорах, былинах и песнях.
Описывались приемы кулачного боя или борьбы, правила состязаний и способы тренировки, известные сказителям, экстраполировались стереотипы движения, умения и навыки на на образы героев:
"Пошли то оны биться рукопашкой…
Ильюшенко да был он свычен-то,
А свычен -то Ильюшенка, догадлив он,
Как скоро обскочил на окол его,
Ударил -то ведь в сутыч да во шею- то,
Молода он ударил Соловника.
Как сбил тут его да на сыру землю…"
(Былина "Илья Муромец и сын")
Размахалась у Василья ручка правая,
Распиналась у Василья ножка резвая,
Куды рученкой махнёт - туды улица,
Куды ноженкой пихнет - переулочек,
Вдвое-втрое того топчет его добрый конь
(Былина "Василий Игнатьевич и Батыга")
С веселыми удалами добрыми молодцы,
Допьяна уже стал напиватися,
А й ходя в городе, уродует:
Которова возмет он за руку,-
Ис плеча тому руку выдернет;
Которова заденет за ногу -
То из гузна ногу выломит;
Которова хватит поперек хрепта,-
Тот кричит-ревет, окарачь ползет;
(Былина "Василий Буслаев и мужики Новгородские")
Существовали и описания боев, составленные непосредственно современниками и очевидцами их.
"при содействии посредников, сводчиков, знатоков, которых в подбных случаях всегда является много, два известные знаменитые бойца… соглашаются сделать несколько схваток. "Ну что, Митюха, - говорит один, давай чтоль?" "Пожалуй, - отвечает Митюха , - отчего не потешить народ!" Соперники… дружески обнимаются, цалуются и становятся на свои места, один против другого. Знатоки и посредники обступают их и начинают внимательно следить за малейшим движением каждого, ибо дело имеет свою школу, свои законы, свои условия, и бойцы в эту минуту становятся чем-то вроде профессоров этого искусства. Приемы, ими употребляемые, делаются потом предметом толков, критики и всевозможных обсуждений. Приемы новые или оригинальные вносятся в народную хронику и на них потом ссылаются при последующих случаях… Бойцы стоят в принятых обычаями позах, несколько наклоненных, с готовыми кулаками. Они впиваются в глаза друг другу и стараются прочитать в них намерения противника. Один, предпринимающий сделать нападение, старается обмануть противника относительно того, с какой стороны и в какой форме он намерен произвести нападение и, устремляя усиленное внимание на один пункт, по-видимому угрожаемый нападением, избирает другой пункт, на который производит действительное нападение. Другой старается отгадать истинные намерения противника, чтобы с успехом встретить и отразить нападение. Вообще работа ума и глаз имеют ту цель, чтобы угадать намерения противника и обмануть его относительно своих намерений… Бойцы долго стоят в своих позах, изредка делая фальшивые угрожающие движения, с целью сбить с толку противника … ожидания первой схватки бывают весьма продолжительны и противники, сознавая, что именно от этой первой схватки зависит успех дела, долго собираются начать бой. Наконец, когда первая схватка состоялась, бойцы … разгорячились, дальнейшие схватки учащаются и идут уже без больших промежутков."
(Сенатор В.А. Инсарский.)
Не менее популярной была и борьба, различавшаяся по способам захвата, с предварительным захватом - "в схватку", "на поясах", "об одну ручку", "на вороток" и без предварительного захвата - "на вольную", "не в схватку", имевшая в каждой местности свои особенности, связанные с критериями оценки победы и связанными с этим техническими действиями (достаточно сбить с ног или провести удержание, разрешены ли действия ногами и др).
Как описывает понятие борьбы В. Даль:
"единоборство без оружия и без побоев и драки, где противники только стараются побороть друг друга, свалить с ног наземь"
изучал Добрынюшка боротися,
изучал он с крутой, с носка спущать…
прошла про него слава великая,
мастер был Добрынюшка боротися,
сшиб осударя Илью Муромца на сыру землю
(Былина "Добрыня и Илья")
здесь мы видим описание наиболее популярных бросков:
Старый казак ведь Илья Муромец …
Хватил как его да за ноги,
А трапанул его да о кирпичный пол.
Поступал -то Потанечка все скорехонько,
Он ведь брал-то его скоро за праву руку,
Он бросал-то к себе на ножку правую,
Он выкидывал его вверх высокехонько…
Он спускал Кострюка-то все на сыру землю
"Искусные борцы берут не силой, а ловкостью:противник старается схватить своего противника так, чтобы он потерял равновесие, - тогда смело может повалить или бросить его на землю, как игрушку". А. Терещенко
"Одним из главных увеселений на масленнице были борьба и кулачные бои… Борьба была разная: простая борьба, в схватку, в которой противники охватывают друг друга обеими руками (сграбивают - обхватывают друг друга накрест, причем не позволено брать под силки, то есть под обе подмышки сразу) и возятся в таком положении, стараясь… свалить на землю, причем… допускается и подножка: борец подставляет противнику ногу и сразу сваливает его на нее.
В другой, охотничьей борьбе, не в схватку, противники берут друг друга за плечи или за ворот, иногда за пояс, двумя руками, а больше одной, каждый старается повалить противника на сторону, ударить о свое бедро и, подкинув кверху, бросить о землю…Практиковался и особый способ - "московский", при котором борец, покосив противника на правую сторону, вместе с тем подбивал ему носком правой ноги его левую ногу и этим способом мгновенно сшибал его с ног; с этой борьбы пошла и народная поговорка: "Матушка Москва бьет, родимая, с носка"
Д. Равинский
Существовал также обычай, когда один удалец выходил на нескольких противников: скульптор С.Т. Коненков упоминает об одном из таких отставном солдате Терешке из его родной деревни : …который любил во всякой сходке показать приемы фехтования. Парни гонялись за ним с жердями в руках, а он, размахивая палкой над головой, увертывался от тяжелых ударов.
Заметим, палочные бои проводились наравне с кулачными, также стенка на стенку, или один на один. Также, могли договариваться непосредственно перед состязанием, как биться на палках или кулаках.
Одной из легендарных личностей нашей истории является рязанский воевода Евпатий Коловрат.
Во время татарского нашествия войск хана Батыя, после разорения Рязани, Евпатий со своей малочисленной дружиной напал на многие силы противника. В ходе схватки превосходящие силы войск Батыя не смогли одолеть русских воинов в рукопашной и применив камнеметные машины перебили дружину. Хан Батый был потрясен мужеством и боевым умением русских воинов, сохранил жизнь уцелевшим и отдал им тело воеводы. Как гласит предание, Батый сказал: " это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно на конях разъезжая, бьются один с тысячей, а два с десятью тысячами и ни один не съедет живым с побоища".
Эта оценка, данная противником мужеству, храбрости русских воинов - наших предков, взята как идеал для воспитания подрастающего поколения и вытекающий из этого девиз ФВБ звучит как "Храбрость, Мудрость, Мужество, Упорство".
|
|